NB! За спам будут привлекать к ответственности
В Госдуме в третьем чтении приняли законопроект (поправки в КоАП) о наказании за «назойливые звонки с рекламой», в том числе — с предложением кредитных услуг.
Люди откровенно уставшие от телефонных спаммеров возликовали. СМИ и блоггеры поддержали. Еще бы: штрафы до миллиона рублей — для юридических лиц.
Но есть проблема. Сильно разбираться, кого и за что теперь будут штрафовать сложно.
Если кратко, то новые нормы касаются именно кредитных организаций, спамеров, продающие недвижимость (медицинские услуги, или тренинги личностного роста) пока могут спать спокойно. Если не нарушают закон о персональных данных. Но в этой части прецедентов не было. Похоже ничего не поменялось.
Я попросил юриста Артема Баранова разъяснить ситуацию. Ответ привожу ниже.
Нововведения в законе касаются исключительно кредитных организаций. Однако вопрос нежелательных звонков и текстовых сообщений всё равно остается актуальным.
Где та самая грань между спамом и экологичным информированием своих клиентов (нынешних и потенциальных)?
На самом деле все просто. Когда вы берете у клиента его контактные данные, то должны обеспечить дачу им согласия на обработку / хранение персональных данных. В данное согласие вы можете заложить право на аудио, смс и прочие информирования. Соответственно де-юре, если клиент такое согласие вам даст, то претензий быть не может.
Если же такого рода согласие клиент не давал, то он может привлечь вас к ответственности. Стратегии его действий могут быть разные. Можно либо заходить через нарушения закона о персональных данных, либо через недобросовестную рекламу.
Ответственность у вас будет административная в виде штрафа, который будет с вас взыскивать контролирующий орган. Сумма штрафа тоже зависит от статьи, которую вам инкриминируют, но речь идет о нескольких сотен тысяч. Инициировать данную процедуру недовольный человек может разными путями. Через Прокуратуру, Роскомнадзор, ФАС или все эти органы одновременно. Суть для вас от этого не поменяется.
Более того, можно еще попробовать и заблокировать ваш сайт за недобросовестные действия через обращение в Роскомнадзор. Так себе история, конечно
Вывод: Если берете у клиентов персональные данные, то возьмите у них согласие, в котором будет расписано, что именно вы можете делать с этими самыми данными. Соответсвующие документы можно вшить на ваш сайт или иной интернет-ресурс. В противном случае у вас будет риск прослыть заядлым спаммером.
По материалам блога Максима Ельцова (https://t.me/yeltsovm)