Парадная ул., дом 3, корпус 2, офис 178Н

Продолжается падение спроса на рынке коммерческой недвижимости

Опубликовано 17 ноября 2015
Падение спроса на офисы остро влияет на планы инвесторов по строительству и вводу в эксплуатацию новых бизнес-центров. За год отменено и перенесено на 2016–2017 годы около десятка проектов бизнес–центров совокупной площадью свыше 100 тыс. м2. Всего за 2015 год, по оценкам экспертов, должно быть введено в эксплуатацию около 200 тыс. м2 

В сегменте торговой недвижимости ситуация аналогичная: с начала года количество предложений свободных площадей в петербургских торговых центрах продолжает расти, за счет сокращения сетей, миграции из менее качественных объектов.

Но тем ни менее, на рынок выходят новые игроки в сегменте общественного питания, развлекательной и торговой сферах.

Что касается коммерческих условий, становится все больше договоров, где ставка привязана к проценту с товарооборота арендатора, а также распространяется практика заключения рублевых договоров аренды, отметили в Colliers International. В торговых центрах, реализованных с привлечением валютного финансирования, ставки аренды остаются привязанными к валюте, однако применяется фиксация курса на текущий и следующий год.

Арендодатели охотнее соглашаются на льготные условия для привлечения клиентов именно в текущий момент. Уровень скидок, запрашиваемых арендаторами достигает 20-25 %.

По опыту последнего кризиса 2008-2009 годов можно утверждать, что разные сегменты коммерческой недвижимости реагируют на ситуацию по-разному. Выделим ключевые тенденции:

- С конца прошлого года по текущий момент в сегменте офисной и торговой недвижимости собственники «борются» за сохранение арендаторов. В условиях возросшей ценовой конкуренции и снижения спроса главной задачей для арендаторов стала поддержка максимальной заполняемости объектов пусть и в ущерб цене. Иными словами, проще сбросить цену и сохранить пул ключевых арендаторов, чем заниматься заполнением опустевших площадей. Для платежеспособных арендаторов сейчас удачный момент для оптимизации затрат за счет снижения цены или площадей арендуемых помещений, характерно стремление повысить класс офиса без повышения арендных затрат.

- С начала года доли вакантных площадей в торговле и офисном сегменте растут, привлечь новых арендаторов, взамен съехавших, по прежним ценам практически невозможно, запрашиваемые цены аренды снизились на 10-30% в зависимости от класса помещения. А если учесть, что потенциальные арендаторы, пользуясь ситуацией, запрашивают существенные скидки, то реальные ставки могли снизиться еще больше. Самое небольшое снижение по уровню арендных ставок традиционно показывают встроенные помещения в местах высокой проходимости, в аутсайдерах - офисные помещения класса С, магазины на второстепенных улицах с низким пешеходным потоком.