Парадная ул., дом 3, корпус 2, офис 178Н

Кадастровый и технический паспорта в 2013 году будут выдаваться по-новому

Опубликовано 22 января 2013
C 2013 года кадастровые паспорта будут выдаваться не в ПИБах (Проектно-Инвентаризационные Бюро), как было ранее, а в многофункциональных центрах, которые находятся в каждом районе Санкт-Петербурга.

Технический паспорт. Немного истории

С 1998 года до недавнего времени главным и единственным документом, описывающим параметры квартиры, был технический паспорт. В марте 2008 года произошли первые существенные изменения – ПИБы стали выдавать два документа по квартире - технический и кадастровый паспорта. Но при этом технический паспорт дублирует данные кадастрового паспорта и, честно говоря, мы, как эксперты считаем, что прямой необходимости в разделении на два разных документа нет. В кадастровом паспорте есть практически вся информация, находившаяся в Техническом паспорте старого образца (до марта 2008 года). Более того, наличие этих двух документов уже тогда привело к определенной путанице. При ипотечной сделке банки требовали и технический и кадастровый паспорт, в то время как у людей на руках мог быть только кадастровый, так как для официальной регистрации сделки в УФРС достаточно только его. Из-за чего возникала дополнительная трата времени на заказ технического паспорта. Алгоритм выдачи и кадастрового и технического паспорта был один: в ПТБ должен был обращаться собственник квартиры, или его представитель с доверенностью, а также с оригиналами правоустанавливающих документов. Инспектор ПИБ выезжал на квартиру в согласованное время, фиксировал его состояние. Паспорт можно было получить за 1 месяц, 10 дней или 3 дня, в зависимости от выбранного тарифа. Более того, при экстренной необходимости можно было добиться получения Кадастрового и Технического паспорта и за 1-2 дня. Хотя были и трудности - например, некоторые ПИБы отказывали в заказе паспортов по нотариальным копиям правоустанавливающих документов.

Новый алгоритм получения Кадастрового и Технического паспорта

Многофункциональный центр (МФЦ) – организация, предоставляющая государственные и муниципальные услуги по принципу “одного окна”, то есть после однократного обращения заявителя с необходимым запросом. Одной из услуг МФЦ с нового года стала выдача кадастрового паспорта на квартиру. Процедура выдачи кадастрового паспорта аналогична получению выписки ЕГРП: не нужно ни доверенности, ни копий документов по квартире. При предъявлении паспорта и после оплаты госпошлины заявитель диктует адрес недвижимости, и через 10 рабочих дней кадастровый паспорт будет на выдаче. То есть заказать кадастровый паспорт стало проще с точки зрения необходимых документов, но увеличился минимальный срок и контролировать его получение, очевидно, будет сложнее.

Как эти нововведения повлияют на рынок недвижимости, комментирует руководитель отдела сопровождения агентства недвижимости "Первое Ипотечное Агентство" Фролова Юлия Александровна:

— В чем сейчас принципиальная разница в старом и новом изготовлении кадастрового паспорта? — Раньше технический и кадастровый паспорт заказывали одновременно в одной инстанции - в ПИБе – это было и дешево, и понятно, и прогнозируемо. Сейчас при заказе этих документов, если в квартире есть перепланировки, кадастровый паспорт в любом случае выдадут со старой планировкой, так как данные МФЦ берет из архива. А технический паспорт будет выдан с отраженной на нём перепланировкой, потому что перед выдачей, на квартиру выезжает техник и производит осмотр и замеры. Таким образом, данные в техническом и кадастровом паспортах, поскольку их изготавливают в разных местах и разные органы, будут совершенно явно расходиться. Возможно, это в определенной степени плацдарм для борьбы с несогласованными перепланировками. — Вы уже сталкивались с подобными ситуациями? — С самого начала года мы наблюдаем ситуации, когда даже банковские юристы находятся в некоторой растерянности, потому что по документам и текущим действующим нормативам это два разных независимых документа, но при этом старого кадастрового паспорта вполне достаточно, чтобы зарегистрировать сделку. Но поскольку документы изготавливают два разных государственных органа, некоторые банки уже сейчас стали требовать, чтобы эти документы были свежими. — Есть ли сведения о том, сколько будут действовать старые кадастровые или технические паспорта? — Пока информации нет. В ПИБе отметили, что формулировка "технический паспорт", то есть паспорт на квартиру – временная. Сейчас идет разработка нового вида документа - “кадастрового плана помещения”, который будет заменой технического паспорта. Что это будет за документ, и чем он будет отличаться от кадастрового паспорта, пока в ПИБе не комментируют. — Правильно ли мы понимаем, что получить ранее кадастровый паспорт без правоустанавливающих документов и без доверенности от собственника было невозможно, а теперь с этим сложностей не будет? — Да, сейчас ничего не нужно, только 200 рублей госпошлины и все. Это в некоторой степени упрощение рынка, но при этом информацию о квартире служба предоставляет, исходя из справочных материалов, ни в коем образе не отражая ее истинного состояния. — Сейчас людям будет проще собирать документы? — Собирая документы, продавец не всегда знает, какой у него будет покупатель. При ипотечном покупателе возникнет чуть больше сложностей в связи с тем, что для проведения сделки банки всегда запрашивают и технический, и кадастровый паспорт. В случае не ипотечного покупателя подготовить документы стало гораздо проще. Если время позволяет, мы рекомендуем заказывать максимальное количество документов, чтобы был выбор для любого покупателя.