Парадная ул., дом 3, корпус 2, офис 178Н

Эксперт: при выдаче ипотеки профили в соцсетях станут важнее кредитной истории

Вице-президент «Сбербанка» Александр Ведяхин заявил: в следующем году банк планирует оценивать кредитоспособность заемщиков по психометрическим моделям с анализом данных из соцсетей. Эксперты говорят, что профили соцсетей уже сейчас могут сказать о человеке больше и быстрее, чем он сам на собеседовании.

По словам Александра Ведяхина, если человек лайкает тюремные четки и «Владимирский централ», то банк навряд ли ему сразу одобрит кредит, а будет собирать дополнительные сведения.

Гендиректор «Первого Ипотечного Агентства» Максим Ельцов считает: по мере развития технологий профили соцсетей станут говорить о человеке больше, чем сейчас.

«Не исключаю что-то, что читает, публикует человек, с кем он дружит и чем интересуется, будет даже более важно при принятии решения о выделения кредита, чем положительная кредитная история. Еще в 2015 году были опубликованы исследования Кембриджского и Стэнфордского университетов, согласно которым, компьютеру было достаточно всего 10 лайков с Facebook, чтобы знать о характере человека больше, чем его коллеги. Нескольких десятков отметок в соцсетях хватило бы, чтобы искусственный интеллект знал о вас больше, чем ближайший друг. Где-то на уровне 300 лайков компьютер будет знать о вас больше, чем супруга. Я не сомневаюсь, что продвинутые кредитные организации уже давно используют психометрический анализ для принятия решения о предоставлении или отказе в кредите. Просто они это не сильно афишируют», — рассказывает эксперт.

При этом Максим Ельцов подчеркивает, что относительная молодость российской экономики и очень короткая история получения кредитов не позволит использовать в РФ стандартные западные модели скоринга в полной мере.

«В некоторых странах банки учитывают не только то, как аккуратно платил по старым кредитам заемщик, но принимают во внимание то, как это делали родители заемщика. В отсутствие подобной информации косвенные способы прогнозирования поведения заемщика особенно важны для наших банков.

Про законность мне говорить сложно, но если вы открыто публикуете какие-то сведения в Сети, вы должны понимать, что эта информация так или иначе может быть использована и против вас. Так что, делая очередную эпатажную публикацию, стоит вспомнить и о банках, и о ваших детях, которые лет через 10 могут увидеть публикацию и узнать вас с новой, неожиданной стороны», — предостерегает эксперт.