ПИА Блог — Закулисье — Магнит купил «Азбуку Вкуса»

Магнит купил «Азбуку Вкуса»

Закулисье

О возможности этой сделки я уже писал ранее. Условия не раскрываются, но эксперты оценивают сумму в пределах 35–40 млрд рублей.

А тем временем «ВкусВилл» с начала года закрыл 238 магазинов, сократив сеть на 10,5%.

Обе новости подтверждают главный тренд в ритейле: время бурной экспансии и захвата рынка закончилось. Началась эпоха укрупнения, поглощений и жесткой оптимизации.

Если лет 7 назад на одно помещение могли претендовать до 15 продуктовых сетей, то сейчас — 3–4 компании, которые могут реально конкурировать между собой за магазины среднего и крупного формата (от 150 кв. м).

Дальнейшее расширение сетей маловероятно. Скорее, речь будет идти о покупке и слиянии с локальными игроками для увеличения доли. Охват рынка уже близок к максимальному. Открытие новых точек возможно только в развивающихся локациях — там, где магазины просто ещё не успели появиться.

Отдельно по «ВкусВиллу»: массовое закрытие не говорит о проблемах. Наоборот — это подтверждение стратегии сети: оставлять только максимально эффективные точки.

Напомню: «ВкусВилл» несколько лет назад зашёл в Петербург, взяв сразу приличный пул помещений. Затем — решительно закрыл существенную часть, что, мягко говоря, разочаровало арендодателей. Но условия договора позволяли это сделать.

Вообще заметна тенденция ужесточения условий договоренностей со стороны продуктовых сетей, алкомаркетов и других участников рынка — в том числе из-за монополизации и укрупнения отрасли.

У многих арендаторов — жесткие договоры: с одной стороны, они предусматривают возможность досрочного выхода арендатора, с другой — серьёзно ограничивают арендодателя в праве расторгнуть договор.

Теперь даже само подписание долгосрочного договора и яркое открытие магазина — вовсе не гарантия продолжительных отношений с арендодателем. Это скорее выглядит как оперативная гипотеза: открыли — проверили выручку, трафик, рентабельность. Если точка не выходит на нужные показатели или не удается пересогласовать условия аренды — ее закрывают, без особых затрат и сложностей. Параллельно — продолжают искать новые помещения, экспериментируют с локациями, форматами, плотностью застройки.

Это уже не классическое «развитие сети», а точечная, адаптивная стратегия: быстрое тестирование, быстрая реакция и жесткий контроль за рентабельностью каждой конкретной точки.

По материалам блога Максима Ельцова (https://t.me/yeltsovm)

Поделиться